понедельник, 06 декабря 2010
La belle personne (Прекрасная смоковница) фильм Франсуа Озона
читать дальшеНовый фильм Кристофа Оноре настолько же хорош, насколько не похож на реальность. По крайней мере на нашу российскую реальность. А Франция после просмотра представляется совершенно особенным местом, где царит тотальный романтизм, а лица героев божественно прекрасны. Нет, правда, что ни кадр, то словно безупречная в своей законченности и совершенстве фотография. И так весь фильм.
Мечтательные юноши и девушки, больше озабоченные друг другом, нежели уроками (а предметы меж тем у них тоже божественно прекрасны — итальянский, русский — и здание школы прекрасно), преподаватели, которые ходят с учениками в кино и не считают зазорным крутить с ними романы. Но все это не кажется противоестественным (скорее уж просто странным немного), потому что кругом эта безумная атмосфера, эта пьянящая романтика. Даже мальчики, сжимающие друг друга в сладких объятиях — всего лишь жертвы этого необъяснимого чувства под названием Любовь.
Ты знаешь, я так давно уже ни в кого не влюблялся. По-настоящему. Чтобы крутило живот. Чтоб замирало дыхание и подкашивались ноги.
Где вы еще услышите, как один герой говорит другому, что душа его полна любовной тоски? Где еще отыскать чувства, столь сильные, что если твоя девушка поцеловала другого, единственный возможный исход если не убить изменников, то хотя бы убиться самому. (При этом первая мысль, которая приходит в голову после поступка Отто — «дурак»).
На этом фоне главная героиня кажется немного чуждой всему происходящему и непохожей на других. Под глазами мешки, создающие вечно заспанный вид. Она на второй день учебы начинает дружить с самым непримечательным мальчиком в классе, при этом нет ничего, что позволило бы сделать вывод, что он ей примечателен. (Забавный момент, когда он боится подойти к ней и сделать признание, а она не обращает на него внимания. Он пишет: «Что я такого сделал?». Вместо девушки отвечают друзья: «Вот именно, что ты ничего не сделал!»).
Кажется, что Оноре поменял местами мировоззрения полов, иначе как еще объяснить, что мальчики предаются отношениям всем сердцем, отбросив всякий расчет и логику, а Жюли в обстановке тотального выбора вдруг выдает странную для школьницы и девушки фразу о том, что любовь не вечна. Сопротивляться ей нельзя, но отказаться от нее можно.
Что касается Луи Гарреля, то похоже, это первый фильм Оноре, где на его месте мог быть кто угодно. В обстановке, где прекрасны абсолютно все герои, наружность Луи уже не кажется особенной, а роль ему досталась прозаичная. Когда он влюбился в Жюли? Неужели его чувства были целиком внутри и не требовали выхода наружу, всего того немого преклонения перед возлюбленной и беготни?
Немного печальные ощущения остаются от фильма, но влюбленная атмосфера его захватывает тебя целиком, и еще некоторое время после просмотра ходишь окрыленный, словно весь мир перед тобой также охвачен и подчинен лишь одному из всех чувств, самому настоящему и светлому — Любви.
@темы:
кино